Метрополитен Катании – это городская железнодорожная узкоколейная линия, которая эксплуатируется с 11 июля 1999 года, и находится под управлением правительственной комиссии Circumetnea Railway. В настоящее время она простирается на 8,8 км по линии Незима-Стезикоро, включая ветку Галатеа-Порто, и насчитывает одиннадцать станций. Участок Незима-Стезикоро, протяженностью 7 км, полностью подземный и двухпутный, а ответвление Галатеа-Порто, протяженностью 1,8 км, однопутное и надземное.
В настоящее время актуален маршрут, начиная от северо-запада:
Незима
Сан-Нулло
Мило
Борго
Джуффрида
Италия
Галатеа
Джованни XXIII (Джованни Вентитрезимо)
Стезикоро
Станция Чибали, которая является частью отрезка Борго-Незима, всё ещё закрыта для посещения. Сегодня там ведутся завершающие работы, которые, как ожидается, будут окончены в самое ближайшее время.
В 2018 году пассажиропоток метро Катании насчитывал 5 762 000 человека, в 2017 году эта цифра составила 3 417 000. В 2019 году этот показатель превысил шесть миллионов, но более точные данные не сообщаются.
Поезда ежедневно отправляются с конечных станций Незима и Стезикоро. Первый рейс отправляется в 6:40 из Незимы (8:30 в праздничные дни) и в 7:00 из Стезикоро (8:55 в праздничные дни); последний – в 21:30 от Незимы и в 22:00 со станции Стезикоро. Периодичность рейсов: с понедельника по пятницу – каждые 10 минут до 15.10, каждые 15 минут до конца дня. По субботам и праздничным дням поезда движутся с интервалом 15 минут.
Стоимость одного билета составляет 1 евро, он действителен в течение 90 минут. Вы также можете выбрать единый (интегрированный) билет на автобус + метро, который действителен в течение 120 минут и обойдётся в 1,20 евро. Проездной на один день стоит 2 евро, месячный абонемент – 15 евро, квартальный проездной – 40 евро, полугодовой – 75 евро, а годовой – 120 евро. Кроме того, каждый билет даёт право на бесплатный проезд на Метро Шаттле и пользование парковками «Мило» и «Санта-София».
С марта 2018 года также появились четыре новых типа интегрированных ежемесячных проездных, действительных на метро и автобусах компании АМТ. А с 2018-2019 учебного года, проезд на метро (и автобусах АМТ) стал бесплатным для всех студентов Университета Катании.
История метро Катании
Метро Катании возникло в результате замены городского маршрута железной дороги компании Circumetnea. Первые километры линии проходят по старому маршруту, от порта до станции Борго, в прошлом веке он был полностью надземным:
Компания Circumetnea управляет всем надземным легкорельсовым транспортом, который до 1990-х годов попадал в город. Из-за растущих трудностей при пересечении города, было решено выбрать подземный маршрут и построить метро.
Работы начались 13 декабря 1986 года, а 27 июня 1999 года, спустя почти 13 лет, был открыт первый участок Борго-Порто, с шестью станциями: Борго, Джуффрида, Италия, Галатеа, Стационе ФС и Порто. В общей сложности его протяжённость составила 3,8 км, из которых 2км подземные и двухпутные (участок Борго-Галатеа), и 1,8 км однопутных надземных путей (участок Галатеа-Порто). Этот маршрут повторяет первоначальный маршрут железной дороги Circumetnea.
Отчет TG3 от 27 июня 1999 г. об открытии первого (и пока единственного) метро на Сицилии:
Для начала сообщения было принято решение купить три старых поезда Центральной железной дороги Умбрии, отремонтированные специально для метро. Они работали вплоть до 2001 года, пока не появились новые электропоезда Firema M88, которые используются до сих пор. В настоящее время в метро Катании восемь двухвагонных составов вместимостью 442 места каждый.
В 2000 году начались работы на новом участке Галатеа-Джованни XXIII: в данном случае был разработан новый маршрут, поскольку он предполагает следование в центр города (с дальнейшим расширением), где ранее не курсировали поезда Circumetnea.
Буквально через год, в 2001 году, работы пришлось приостановить на длительное время, это произошло из-за наличия канализационной трубы, и это не было предусмотрено в первоначальном проекте. В 2003 году работы были возобновлены, но, как, оказалось, предстоял ещё один перерыв, из-за реконструкции здания бывшего завода по переработке серы, расположенного на улице Виале Африка, используемого телефонной компанией Fastweb. Новый фундамент оказался слишком близко к подземному туннелю, и из-за сильных вибраций после монтажа туннеля, устойчивость конструкции оказалась в зоне риска.
Эта проблема, получившая название «узел Fastweb», потребовала новых разработок и контрактов, что значительно увеличило время завершения работ, и туннель был завершён только в 2015 году (здесь видео сноса узла). Использовалась передовая технология, способная обеспечить зданиям, расположенным рядом, минимально возможное количество нагрузок при рытье туннеля.
В это же время, начались работы над новыми станциями Борго-Незима (четыре новых станции) и Джованни XXIII – Стезикоро (две станции, первая из которых расположена на участке Галатеа – Джованни XXIII).
В первом случае использовался старый городской маршрут железной дороги Circumetnea, в частности маршрут Борго – Чибали. Во втором – был проложен совершенно новый путь, который протянулся через площадь Папы Джованни XXIII, Корсо Мартири делла Либерта, площадь делла Репубблика и Корсо Сицилия.
11 июня 2008 года на участке Борго – Незима работы были временно приостановлены из-за провала диаметром около восьми метров и глубиной пять метров, который возник внезапно во время рытья подземного туннеля на улице Виале Лоренцо Болано.
В следующем 2009 году, 4 декабря, также были кратковременные приостановки работ на участке Джованни XXIII – Стезикоро, из-за значительного просачивания воды в туннель. В связи с этим вся станция Стезикоро была гидроизолирована.
В ноябре 2012 года работы на участке Борго – Незима и на участке Джованни XXIII – Стезикоро были преостановлены ещё раз, это произошло из-за финансовых проблем подрядчика Sigenco. Работы возобновились в следующем году после передачи новому подрядчику компании Tecnis SpA.
В октябре 2015 года, после расследования прокуратуры, руководство Tecnis арестовали за взятки. Затем был назначен чрезвычайный комиссар, профессор Саверио Руперто, и работа продолжилась урывками, из-за непрекращающихся протестов рабочих, требующих выплаты заработной платы. В ноябре 2015 года префектура Катании приняла антимафиозные меры, направленные против компании Tecnis.
В это же время, появляются хорошие новости о новом участке Незима – Монте-По. 30 декабря 2015 года начались работы по проектированию в рамках программы «Модернизация и преобразование железной дороги Circumetnea». Проект охватил городские районы Катании и Мистербьянко, а также участок метро до Патерно, а также Незима – Мистербианко Центр, состоящий из отрезка линии метро, расположенного между выходом со станций Незима и Монте По.
В феврале 2016 года работы под управлением Tecnis были снова преостановлены: рабочие объявили забастовку на неопределенный срок из-за невыплат по заработной плате. Усложнило ситуацию новое расследование, прокуратурой Катании было выявлено проникновение мафии в Tecnis. 23 февраля компания была арестована.
В марте 2016 года префект Мария Гия Федерико отменила антимафиозный запрет: это позволяет Tecnis повторно войти в «белый список» и, следовательно, иметь возможность заключать новые контракты и участвовать в тендерах. Между тем, заявка на процедуру суброгации железной дороги Circumetnea была запущена, чтобы иметь возможность выплатить работникам MetroCatania 2013 задолженность по заработной плате. Это позволило возобновить работу на станциях метро Борго – Незима и Галатеа – Стезикоро.
20 декабря 2016 года, после более чем тридцати лет ожидания, участок Галатеа – Стезикоро протяженностью 1,9 км был торжественно запущен и открыт для общественности с новыми станциями Джованни XXIII (которые заменили станцию FS) и Стезикоро. Линия метро, наконец, достигла центра города, а длина, включая ветку Галатеа-Порто, составила 5,7 км по сравнению с предыдущими 3,8 км. В то же время сдаются строительные площадки для возведения участка Стезикоро-Палестро протяженностью 2,2 км, по контракту с компанией CMC Ravenna.
30 марта 2017 года также был открыт участок Борго-Незима, изначально без станции Чибали. На этом участке длиной 3,1 км, который также включает другие промежуточные станции Мило и Сан Нулло, линия метро увеличивается примерно до девяти километров (по сравнению с предыдущими 5,7 км) и количество станций теперь не 7, а 10 (11, включая Чибали).
25 июля 2017 года тоннелепроходческая машина ТПМ «Агата» разрушила первую из трёх перегородок, запланированных на участке, то есть ту, что находится в районе строящейся тогда станции Монте По. 9 ноября того же года демонтировали вторую перегородку на станции Фонтана, первого марта 2018 года состоялся снос последнего третьего элемента.
29 июня 2019 года железная дорога Circumetnea отметила своё 20-летие.
Эта важная дата была отмечена особой спецодеждой сотрудников станции Джованни XXIII. В это день было сделано объявление о статусе всех незавершенных работ и сроках их окончания, а также сообщили о новых планах строительства.
В 2020 году, из-за пандемии Sars-Cov2, линия метро была закрыта для посещения на два месяца, с 13 марта по 10 мая.
Настоящее
Текущее состояние метро Катании:
7 км в эксплуатации (участок Незима-Стезикоро), двухпутный, полностью подземный, состоит из 9 станций;
1,8 км, закрытая для пассажирских перевозок (ветка Галатеа-Порто), используется для перевозки и хранения подвижного состава;
1,7 км находятся в стадии строительства (на участоке Незима-Монте По работы завершены), туннель готов к эксплуатации, строительство 2х новых станций близится к завершению;
2,2 км также в стадии строительства (участок Стезикоро-Палестро, только туннель).
Ближайшее будущее
Участок Несима-Монте По находится на завершающей стадии строительства: он протянется на 1,7 км и будет включать две новые станции в направлении Мистербьянко: Фонтана и Монте По.
- Незима (уже существует)
- Фонтана («новая» больница Гарибальди в Незиме)
- Монте По
Работы, проводимые компанией CMC di Ravenna (с первоначальной продолжительностью контракта 600 дней), начались 30 декабря 2015 года и резко замедлились в период с 2018 по 2019 год из-за корпоративного кризиса, разразившегося в CMC.
Завершение строительства участка Незима-Монте По ожидается в 2020 году. Участок может быть открыт для эксплуатации к первым месяцам 2021 года, если не возникнут новые непредвиденные обстоятельства. Станция Фонтана будет напрямую связана с больницей Гарибальди в Незиме через специальный туннель, который уже построен.
Дальнейшие планы
Участок Стезикоро-Палестро будет включать три новые станции и протянется на 2,2 км:
- Стезикоро
- Сан Доменико
- Витторио Эмануэле (больница)
- Палестро
Для строительства этого участка был заключен контракт с той же компанией, которая работала на участке Незима-Монте По. Участок полностью готов к эксплуатации (только для строительства туннеля) и, согласно планам Fce, этот участок будет введён в эксплуатацию в середине 2020 года. Уже был проведён тендер на возведение станций, наряду со строительством оставшегося маршрута до аэропорта. Это стало возможно, благодаря предоставлению финансирования Европейского Союза 2 апреля 2019года, и последующему указу о финансировании Сицилийского региона.
Перспективы развития
Далее планируется проложить маршрут до аэропорта Фонтанаросса на юге Катании и деревень у подножья Этны на северо-западе.
Участок дороги Монте Пo-Мистербьянко, стоимость которого составляет 124 миллионов евро, получил необходимое финансирование. 80 миллионов евро выделено по региональной программе (POR) Fesr 2007-2013, и 40 миллионов евро в рамках оперативного плана MIT и реализуемой программы Fsc 2014-2020, также 4 миллиона, выделены CIPE. Он включает в себя две станции, Мистербьянко и Мистербьянко торговый район, длиной 2,2 км. Компания Circumetnea, объявившая тендер в конце января 2018 года, на общую сумму в 112.424.454.48 евро (без НДС).
В результате получено: 80.420.320,61 евро по программе PO FESR Sicilia 2007-2013; 40 миллионов евро по Постановлению CIPE 54/2016 от 1 декабря 2016; 3.579.679,39 евро по Резолюции CIPE 44/2017 от 10 июля 2017 года. В настоящее время он ожидает окончательного присуждения тендера, который уже выполнен.
В апреле 2019 года Европейская комиссия приняла инвестиционный пакет в размере 4 миллиардов евро для инфраструктурных проектов в десяти государствах. Среди крупных проектов также финансируется маршрут Стезикоро-Аэропорт Метро Катании, который получил 358 миллионов евро от ЕС, которые будут способствовать расширению линии метро Circumetnea на юг.
В неё входит восемь новых станций и современные подвижные составы: 60 миллионов евро предназначены для покупки новых вагонов. Теперь компания Circumetnea должна объявить соответствующий тендер. (Читайте также: «Метро Катании от Стезикоро до Аэропорта: где будут расположены станции»). Таким образом, по оптимистичному прогнозу, строительство всей линии от Мистербьянко до аэропорта Фонтанаросса, завершится к 2025 году, и её протяжённость составит 19,4 км:
- Мистербьянко Центр
- Мистербьянко Промышленная зона
- Монте По
- Фонтана
- Незима (FCE Nesima)
- Сан Нулло
- Чибали
- Мило (BRT1 направление два обелиска)
- Борго (BRT1 направление Стезикоро; FCE Катания Борго)
- Джуффрида
- Италия
- Галатеа (Катания Европа)
- Порто
- Джованни XXIII (Катаниа Централе)
- Стезикоро
- Сан-Доминико
- Витторио Эмануэле (Больница)
- Палестро
- Сан Леоне
- Верраццано
- Либрино
- Санта-Мария-Горетти (Катания Фонтанаросса)
- Аэропорт Фонтанаросса
Электрифицированная и двухпутная линия будет построена до Патерно и далее планируется однопутная дорога до Адрано. Таким образом, в конце этого этапа, линия метро Катании будет увеличена до 47 км с 39 станциями, из которых 21 расположены в муниципалитете Катании.
Один из них, это участок маршрута Мистербьянко-Патерно.
- Мистербьянко Центр
- Гуллотта
- Белпассо
- Валкоррентэ
- Якония
- Патерно Ардиццоне
Для строительства дороги от Мистербьянко до Пиано Тавола (Белпассо), уже получен первый транш финансовой поддержки, в размере 115 миллионов евро.